Для справки - Информационная услуга


^ Для справки: Название компании: Российская Федерация, Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз) Регион: Москва Адрес: 107139, Россия, Москва, Орликов пер., 1/11 Вид деятельности: Федеральные органы власти Телефоны: (495)6078362 (495)6078000 E-Mail: info@gov.mcx.ru Web: http://www.mcx.ru Руководитель: Скрынник Елена Борисовна (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 25.05.11)


Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник провела видеоконференцию с главами крестьянских (фермерских) хозяйств Смоленской, Тульской и Ярославской областей в рамках проекта "Российский фермер".

Участники 33-й видеоконференции рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с реализацией программ по поддержке фермеров, обеспечением их кредитными ресурсами, ГСМ, минеральными удобрениями, семенами, техникой, оформлением невостребованных земельных долей в собственность.

Глава КФХ "С.В.Мутовкин" Ярославской области, в частности, поинтересовался, планируется ли господдержка инновационных технологий в АПК, включая приобретение установок по производству биогаза.

Было отмечено, что на сегодняшний день в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства предусмотрено формирование условий для развития биоэнергетики. В этом году в соответствии с приказом от 13.04.2010 №123 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 №90" предусмотрено выделение субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на биогазовые установки для модернизации животноводческих комплексов (ферм) российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации.

Глава КФХ "Радуга" Смоленской области задал вопрос, касающийся строительства дорог на селе.

Министерством сельского хозяйства и Министерством транспорта подписано Соглашение о сотрудничестве в области развития автомобильных дорог в сельской местности, реализация которого будет способствовать развитию логистической инфраструктуры, мощностей по хранению и переработке сельхозпродукции, повышению конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции за счет снижения инфраструктурных издержек, а также доступности социальных объектов в сельской местности.

В 2011 году в рамках Соглашения на строительство дорог в сельской местности будет направлено 5 млрд. рублей, в 2012 – 6 млрд. рублей и в 2013 году – 7 млрд. рублей. Это средства, которые будут получены от акцизов на дизельное топливо, автобензин и моторные масла, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Перечень приоритетных объектов для строительства будет формироваться Министерством совместно с субъектами и Росавтодором по согласованию с Минтрансом России.

Министерством совместно с Минтрансом создана межведомственная рабочая группа, которая прорабатывает предложения по изменению в существующие технические условия с учетом улучшения качественных и стоимостных показателей сельских дорог.

Вопросы строительства дорог на селе также решаются в рамках ФЦП по социальному развитию села. Соответствующие меры господдержки предусмотрены в разработанной Министерством Концепции устойчивого развития сельских территории до 2020 года.

Главу КФХ "Садовая Горка" Тульской области волновало, будет ли продлен статус юридических лиц КФХ до 2022 года.

Специалисты Министерства сообщили, что в целях дальнейшего развития малого предпринимательства на селе ведется работа над проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в том числе в части внесения изменения, позволяющего крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным как юридические лица, сохранить этот статус на период до 1 января 2021 года.

^ Для справки:

Ярославская область

В агропромышленном комплексе Ярославской области работает 350 крестьянских (фермерских) хозяйств. В общем объеме производства продукции сельского хозяйства на крестьянские (фермерские) хозяйства области приходится 1,3%, или 239,2 млн. рублей (73,6% к уровню 2009 года).

В структуре продукции произведенной КФХ на долю продукции растениеводства приходится 31% (73,8 млн. рублей), продукции животноводства – 69% (165,4 млн. рублей). Посевные площади КФХ под урожай 2010 года составили 7,2 тыс. га или 2,1% от общей площади (по сравнению с 2009 годом возросли на 4,3 % или на 0,3 тыс.га.). Поголовье крупного рогатого скота в 2010 году составило 2,2 тыс. голов, в том числе коров 0,7 тыс. голов, свиней 1,5 тыс. голов, овец и коз 3,4 тыс. голов.

Тульская область

По состоянию на 1 января 2011 года в Тульской области зарегистрировано свыше 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Крестьянские (фермерские) хозяйства стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики нашей области. Наиболее активную рыночную часть этого сектора составляют 414 фермерских хозяйств, имеющих посевы.

Общая площадь земли крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей 116,1 тыс. гектаров.

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в областном валовом объеме производства зерна составляет 14,8 %, сахарной свеклы – 4,1 %, овощей 3,8%, картофеля – 11,8 %.

Доля продукции животноводства в общем объеме производства остается низкой: производство мяса - 1,0 %, молока – 2,8 %, яиц – 0,1 %.

Смоленская область

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели вносят весомый вклад в развитие сельскохозяйственного производства Смоленской области. Ими производится более 5 % продукции сельского хозяйства.

В 2010 году крестьянские (фермерские) хозяйств и индивидуальные предпринимателями увеличили к уровню 2009 года численность крупного рогатого скота, что позволило сохранить уровень реализации скота и птицы на убой в живом весе и значительно увеличить производство молока.

В 2010 году среднегодовой надой молока на одну корову в крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 5787 килограммов, что превышает уровень 2009 года. (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 24.05.11)


^ Министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник в Париже приняла участие в 79-й сессии Генеральной Ассамблеи Международного эпизоотического бюро.

Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник выступила перед делегатами Генеральной Ассамблеи Международного эпизоотического бюро. Министр Е. Скрынник сообщила, что принято решение об открытии регионального представительства МЭБ на территории Российской Федерации, которое будет координировать деятельность ветеринарных служб 53 стран. Данное решение одобрено Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.

Наряду с общими функциями, которые выполняет организация, деятельность российского представительства будет сконцентрирована на контроле и борьбе с наиболее распространенными на континенте болезнями животных.

Учитывая особое географическое положение России, открытие регионального представительства будет способствовать сокращению трансграничного переноса инфекций животных, обеспечит дополнительные возможности по облегчению и проведению в кратчайшие сроки гармонизации законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в сфере применения ветеринарно-санитарных мер с международными стандартами.

Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник выразила уверенность в том, что результаты деятельности представительства внесут значительный вклад в общие усилия МЭБ по борьбе с болезнями животных.

^ Для справки:

Международное эпизоотическое бюро является одной из самых крупных и влиятельных международных организаций, чья деятельность тесно связана с обеспечением населения планеты безопасной и качественной продукцией животного происхождения.

МЭБ определяет стратегию формирования ветеринарного благополучия в мире. Созданные усилиями МЭБ стандарты и рекомендации являются международными нормативными документами для всех государственных ветеринарных служб мира. (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 24.05.11)


Под руководством Министра сельского хозяйства Российской Федерации Елены Скрынник состоялось совещание по подведению предварительных итогов встреч-видеоконференций с главами крестьянских (фермерских) хозяйств субъектов РФ в рамках проекта "Российский фермер".

Как отметила Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, проект "Российский фермер" является надежным механизмом для выстраивания конструктивного диалога с представителями малых форм хозяйствования. Его реализация позволит значительно повысить уровень информированности сельхозтоваропроизводителей о мерах и формах государственной поддержки малого аграрного бизнеса, увеличить производственный и социальный потенциал фермерских хозяйств.

Партийный проект "Российский фермер" направлен на интеграцию всех направлений государственной поддержки малого предпринимательства на селе в рамках единой программы. Министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник является Координатором проекта.

В целях реализации проекта "Российский фермер" с 3 декабря 2010 года Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник проводит регулярные встречи с представителями фермерского актива из регионов.

На данный момент проведено 34 видеоконференции с фермерами из 43 субъектов Российской Федерации. В конференциях приняли участие 336 глав крестьянских (фермерских) хозяйств, которые задали руководству Министерства свыше 440 вопросов по различным направлениям поддержки развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий.

Всем фермерам – участникам видеоконференций были направлены благодарственные телеграммы за подписью Министра Е.Скрынник. Кроме того, в субъекты также направляются письменные ответы на заданные ими вопросы.

В рамках видеоконференций были затронуты следующие основные темы:

- стоимость энергетических ресурсов (ГСМ и электроэнергия) – 26,17%;

- совершенствование государственной поддержки малых форм хозяйствования – 23,5%;

- кредитование и налогообложение – 18,8%;

- социальные вопросы – 9,41%;

- сельскохозяйственная техника – 8%;

- земельные вопросы – 7%

Министерством ведется работа по всему перечню затронутых проблем. По вопросам о стоимости энергетических ресурсов:

1. Горюче-смазочные материалы

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2011 г. № 66, которым предусматривается скидка до 10% от оптовой цены на ГСМ для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

- органами управления АПК регионов:

составлены перечни сельскохозяйственных товаропроизводителей-получателей льготного ГСМ;

- заключены соглашения с производителями/поставщиками льготного ГСМ;

- определены график и лимиты по обеспечению в 2011 году сельскохозяйственных товаропроизводителей топливом. По мере проведения посевных работ – графики и лимиты пересматриваются;

- Министерством сельского хозяйства РФ и Минэнерго России с участием нефтяных компаний создана межведомственная рабочая группа по вопросам поставок ГСМ сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение сезонных работ.

2. Электроэнергия

- принято постановление Правительства Российской федерации

от 27 декабря 2010 г. № 1172, в части правил оптового рынка электроэнергии и мощности, которым поручено:

утвердить Методику определения ценовых заявок на продажу электроэнергии требованиям экономической обоснованности;

регионам пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям, а также сбытовые надбавки поставщиков исходя из увеличения среднего по субъекту РФ тарифа не более чем на 15%;

- Министерство сельского хозяйства РФ рекомендовал органам исполнительной власти государственного регулирования тарифов создать в регионе рабочую группу для мониторинга, анализа и принятия мер по недопущению необоснованного роста цен на электроэнергию. Ведется разъяснительная работа.

По вопросам совершенствования господдержки малых форм хозяйствования:

- разрабатывается проект Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2013-2020 гг., в который включены мероприятия по поддержке начинающих фермеров, в т.ч.

• предоставление грантов на создание фермерского хозяйства;

• субсидирование инвестиционных кредитов;

• погашение части первого взноса по лизингу сельскохозяйственной техники и оборудования;

• единовременная помощь социальное обустройство;

• субсидирование части затрат на подключение КФХ к инфраструктуре и пр.

Проект концепции Государственной программы на период 2013 – 2020 гг. направлен на рассмотрение в Минэкономразвития России и Минфин России;

- подготовлены и согласованы заинтересованными ведомствами проекты приказов по субсидиям на приобретение элитных семян овощных культур (30% от затрат) и на закладку многолетних плодовых насаждений до 3 га.

- разрабатываются ведомственные целевые программы:

• "Начинающий фермер"

• "Развитие семейных животноводческих ферм"

По вопросам кредитования и налогообложения:

- внесены в Минфин России предложения по дополнению перечня видов деятельности патентной системы налогообложения деятельностью "Производство сельскохозяйственной продукции";

- проведена работа с банками по предоставлению кредитов для проведения посевных и уборочных работ;

- ОАО "Россельхозбанк" снижены ставки по ряду кредитных продуктов для малых форм хозяйствования.

По вопросам развития социальной сферы:

- утвержден проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу социальное развитие села:

• продлен срок действия программы до 2013 года;

• финансирование программы приведено в соответствие с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы"

- подготавливается проект концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.";

- Правительством Российской Федерации определен порядок строительства сельских дорог по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ;

- между Министерством сельского хозяйства РФ и Минтрансом России заключено соглашения о взаимодействии при строительстве сельских дорог;

- определен перечень 215 сельских дорог протяженностью свыше 539 км для строительства в 2011 году. Объем финансирования из федерального бюджета составит 5 млрд. руб.

По вопросам поставки сельскохозяйственной техники и оборудования:

- в целях оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении весенних полевых работ принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 494-р. В целях исполнения данного распоряжение принято решение по порядку реализации сельскохозяйственной техники, в том числе:

• определение получателей техники органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием АККОР на основании информации ОАО "Росагролизинг" о распределении техники по регионам;

• реализацию ОАО "Росагролизинг" сельскохозяйственной техники, исходя из утвержденных руководителями субъектов Российской Федерации перечней получающих технику сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По земельным вопросам:

- принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Законом предусмотрено упрощение процедуры получения и оформления земельных участков для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для фермерских хозяйств;

- подготовлены предложения о компенсации из федерального бюджета 50% расходов фермерских хозяйств на оформление в собственность (в том числе на проведение кадастровых работ) используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность софинансирования из бюджетов регионов и муниципальных образований оставшейся части затрат по оформлению в собственность указанных земельных участков

По вопросам информационного обеспечения:

- подготовлены методические пособия по государственной поддержке малых форм хозяйствования на селе:

• государственная поддержка малых форм хозяйствования в вопросах и ответах;

• участие в государственных и муниципальных закупках;

• подключение тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;

• подключение электроснабжения;

• механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов – производителей продукции с торговой сетью для реализации собственной продукции.

- на сайте Министерства размещен раздел "Малые формы хозяйствования", в котором размещены и поддерживаются в актуальном состоянии основные нормативные правовые и информационные документы по развитию малых форм хозяйствования. (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 25.05.11)


Сельскохозяйственные предприятия Татарии в январе-апреле сократили объем производства продукции на 2 проц до 33,6 млрд руб.

Сельскохозяйственные предприятия Татарии /включая предприятия всех форм собственности, население, крестьянские /фермерские/ хозяйства/ в январе-апреле 2011 г по сравнению с аналогичным периодом 2010 г сократили объем производства продукции на 2 проц до 33,559 млрд руб, сообщили ПРАЙМ-ТАСС в республиканском госкомстате.

Сельскохозяйственные предприятия в январе-апреле 2011 г отгрузили потребителям сельскохозяйственную продукцию, в том числе мяса /скот и птица в живом весе/ - 92,5 тыс т /102,6 проц к соответствующему периоду прошлого года/, молока - 298,1 тыс т /88,5 проц/, яиц куриных - 265 млн шт /98,2 проц/, картофеля - 1,4 тыс т /8,4 проц/, овощей - 10,3 тыс т /81 проц/ и проч.

Сельскими хозяйствами республики на 1 мая 2011г посеяно 51,3 тыс га яровых культур, из них 42,8 тыс зерновых и зернобобовых культур /без кукурузы/, что составляет, соответственно, 12,9 проц и 14,5 проц к аналогичному периоду 2010 г.

Поголовье крупного рогатого скота на 1 мая 2011 г в хозяйствах всех категорий /сельскохозяйственных организациях, хозяйствах населения, фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей/ насчитывало 1110,4 тыс голов /на 3,9 проц меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г/, из него коров - 416,2 тыс голов /на 2,3 проц меньше/, поголовье свиней составило 661,8 тыс голов /на 9 проц меньше/, овец и коз - 416,9 тыс голов /на 1,7 проц больше/, птицы -15191,2 тыс голов /на 15,6 проц больше/.

В хозяйствах населения /без учета самозанятости/ на 1 мая 2011 г содержалось 26,4 проц поголовья крупного рогатого скота /в том числе 35,6 проц коров/, 15,3 проц свиней, 88,4 проц овец и коз. На фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей /с учетом самозанятости/ приходилось 8,1 проц поголовья крупного рогатого скота, 5,5 проц свиней, 7 проц овец и коз, 6,8 проц птицы.

В сельскохозяйственных организациях в январе-апреле 2011 г снизилась продуктивность коров. На одну корову было надоено в среднем 1444 кг молока, что на 6 проц меньше, чем в соответствующем периоде 2010 г. Яйценоскость кур-несушек уменьшилась на 2 проц до 99 штук. (Прайм-ТАСС 24.05.11)


Проблемы выхода на мировой рынок – торговые отношения России и Европы. "Продвижение Продовольствия. Prod&Prod". № 3 2011

В настоящий момент, существует достаточно весомая проблема выхода на другие рынки и территории. К примеру, российские компании желающие экспортировать свой продукт в Европу сталкиваются, по сути, с такими же проблемами, как и западные компании выходящие на российский рынок - постижение новых пространств.

Проникновение отечественных компаний на внешние рынки сбыта зависит от того, насколько активно они оперируют инструментами международного маркетинга. Сейчас наладить торговые отношения стоит задача у всех: и у России и у Европы. Однако как решить эту проблему до сих пор непонятно. Российские компании выезжают в Европу на выставки, посольства европейских стран устраивают в России промоушн- акции – все это направлено на построение отношений на мировом рынке. В числе задач, возложенных на посольства, консульства, дипломатические учреждения и представительства, не последнее место занимает продвижение национальных брендов и поиск каналов сбыта товара за рубежом. Торговые и коммерческие отделы посольств во многом способствуют развитию рыночных отношений. Сотрудники торговых отделов за-интересованы в рекламе продукта и привлечении российских инвестиций в национальную пищевую индустрию. Чтобы обратить внимание покупателя на бренд, организовываются не только открытые выставки, но и другие эвент-мероприятия На семинары и мастер-классы приглашаются журналисты; все события освещаются на официальных сайтах посольств. Для чего это нужно? Участие в международных выставках – это уникальный маркетинговый ход, который позволяет компании вести бизнес на чужой территории, не меняя при этом собственных правил. Немаловажным здесь является активность самих компаний в продвижении своих товаров. Заявка о себе, о своем бизнесе. Грамотность действий торговых отделов при посольствах нередко помогает своим национальным производителям наладить каналы оповещения, т.е. те каналы, на которых присутствует его бизнес. Результатом всех выставок будет привлечение внимания дилеров и покупателей к зарубежным брендам. Если уж послы, являющиеся лицом своего государства, не боятся рекомендовать товар, значит это действительно продукт высокого качества. И действительно, такая схема оказывается крайне удачной. Не случайно журнал освещает о множестве удачных выставок-презентаций в Москве и Санкт-Петербурге. Как говорится в статье "Дипломаты угощают", только за два месяца текущего года состоялось более десяти крупных выставок и семинаров по позиционированию зарубежных продуктов питания на российском рынке.

В настоящий момент, выставки являются уникальной возможностью для продвижения не только европейских брендов у нас, но и отечественных марок в Европе. Это идеальный вариант обратной связи с покупателями и ритейлерами. Автор статьи "Похищение Европы" пишет о том, как отзываются о российских товарах немецкие посетители на выставке "Зеленая неделя" проходившей в Берлине в начале года. "Одобрительно говорят о конфетах, хлебе и, конечно, икре. Положительно оценивают сало и ветчину, копченый сыр. Те посетители, которые заявили, что не стали бы приобретать русские товары, просто сомневаются в их качестве или придерживаются вегетарианской диеты".

Таким образом, наладить отношения на мировом рынке возможно, но не так –то легко. К сожалению, большая часть компаний на рынке России до сих пор остается пассивной – сами себе производители, сами себе продавцы. Неужели российским производителям не под силу выйти на европейский рынок и конкурировать с местными компаниями? До сих пор этот вопрос остается открытым.

Подробнее о проблемах выхода России на мировой рынок и проблемах европейских производителей на рынке отечественном, читайте в новом выпуске журнала "Продвижение продовольствия. Prod &Prod". (Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 25.05.11)


Штраф за "тухлятину" может вырасти в 35 раз. "Интерфакс". 23 мая 2011

В Думу внесен законопроект, в 35 раз увеличивающий штрафы за продажу просроченных продуктов. Альтернативой этому наказанию может стать закрытие торговой точки сроком на 3 месяца

С февраля 2010 года в России обязательная сертификация продуктов питания, действовавшая с начала 1990-х годов, была заменена на добровольную. Отменяя сертификацию, чиновники ожидали снижения розничных цен, поскольку производителям не придется тратиться на прохождение экспертиз. Однако не весь бизнес оценил снижения административного давления, и качество продуктов питания, предлагаемого некоторыми представителями российского ритейла, оставляет желать лучшего. В Госдуме сделали попытку ужесточить наказание за присутствие на торговых прилавках просроченных продуктов питания.

В Госдуму внесен законопроект, в десятки раз увеличивающий штрафы за продажу просроченных продуктов. "Законопроектом предлагается увеличить штрафы за продажу товаров ненадлежащего качества до 700 тыс. рублей. Альтернативой штрафу станет приостановление деятельности магазина на срок до 90 суток", - сообщил журналистам в понедельник автор соответствующих поправок в КоАП Антон Беляков (фракция "Справедливая Россия").

Он обратил внимание на то, что сейчас тот, кто продает продукты с истекшим сроком годности, отделывается "смешным штрафом" в 20 тыс. рублей

"Для воспрепятствования потоку некондиционной продукции на российском рынке необходимо серьезно ужесточать санкций за реализацию таковой", - подчеркнул парламентарий.

А.Беляков уточнил, что, независимо от избранной санкции, предусматривается и обязательная конфискация некачественного товара.

По словам депутата, "ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента покупки товара".

Он заметил, что "сегодня в стране сложилась катастрофическая ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров, и мы уже смирились с тем, что в магазинах, даже дорогих, нам может быть продан откровенно тухлый продукт".

Депутат сослался на данные "Ростеста", в соответствии с которыми до 80% реализуемых на территории страны товаров не соответствует нормам безопасности и качества.

"При этом, например, в Европе не покупатель выискивает на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров", - отметил А.Беляков. Он полагает, что к такому ответственному отношению их подталкивают солидные штрафы, которые налагаются на владельцев магазина, торгующего некондиционным товаром.

"Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тыс. евро) и в Турции. Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес", - сказал А.Беляков.

Напомним, обязательная сертификация была введена в России в начале 90-х годов прошлого века, когда в ходе либерализации экономики и внешней торговли на российский рынок хлынул поток низкокачественного товара. Но со временем назрела необходимость реформирования этой системы. Эксперты признавали, что она деградировала и не выполняла возложенных на нее функций - сертификаты можно было приобрести в компаниях, не имеющих необходимого оборудования для проверки безопасности продукции. И вот с 15 февраля 2010 года вступило в силу постановление правительства, отменяющее обязательную сертификацию продуктов питания, косметической продукции и посуды, заменяя ее на добровольное декларирование.

Но отмена обязательной сертификации, как полагали в Ростесте и Обществе защиты прав потребителей, могло привести к снижению качества и безопасности продающейся в России пищевой и косметической продукции (что подтверждается данным, приведенными депутатом А.Беляковым).

"У нас есть серьезные опасения, что с отменой обязательной сертификации упадет уровень безопасности продукции и защищенности населения", - заявляла тогда председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. При этом, сетовала защитница потребителей, государственные надзорные органы не могут проводить проверки производителей чаще раза в три года.

Но, как подчеркивала Н.Голикова, переходя на добровольную сертификацию, совершенно не подумали о том, что необходимо изменить кодекс об административных правонарушениях. "Те штрафы, которыми чревато сейчас нарушение прав потребителей, настолько смешные, что любой продавец легко выплатит их и продолжит реализацию недоброкачественного товара", - подчеркивала Н.Голикова. Эксперты считали, что вводимые тогда штрафы за нарушение санитарных норм и норм закона о защите прав потребителей в размере до 10 тыс. рублей для юридических лиц не мотивируют ни ритейлеров, ни производителей следить за качеством продукции.

В Ростесте с отменой обязательной сертификации и вовсе опасались возврата в лихие 90-е, к засилью недоброкачественных и контрафактных товаров. Как отмечал тогда глава ЗАО "Ростест" Алексей Медников, хорошо бы изучить мировой опыт. Вот, например, с 2010 года в Евросоюзе вступила в действие новая директива, которая "категорически ужесточает требования к пищевой продукции" и требует, чтобы качество продаваемого товара гарантировал и производитель, и импортер, и продавец. (Интерфакс 23.05.11)


Подальше от стола. "Российская газета". 24 мая 2011

В Воронежской области ищут способы повысить качество продуктов питания

Как обеспечить продовольственную безопасность на территории Воронежской области, решали участники "круглого стола", в числе которых были представители управления Роспотребнадзора, региональных общественных организаций предпринимателей, Воронежской технологической академии.

По официальным данным, на рынке региона от 40 до 50 процентов продукции не отвечает требованиям и заявленному наименованию. Скажем, продавцы выдают нектар за натуральный сок и, соответственно, повышают цену. Но это одна из самых безобидных ситуаций, когда производитель или продавец вводят потребителя в заблуждение. Проблема значительно серьезнее, если в продуктах питания есть опасные добавки, содержание которых могут определить только лабораторные исследования.

- При осуществлении надзора за биологической безопасностью пищевых продуктов установлено, что за три года удельный вес проб, не соответствующих требованиям по санитарно-микробиологическим показателям, увеличился с 1,3 процента в 2008-м до 1,7 процента в 2010-м, - отметил руководитель Роспотребнадзора по Воронежской области Михаил Чубирко. - Казалось бы, разрыв в цифрах небольшой, но в масштабах региона это тонны потенциально опасной продукции. Только в 2010-м из оборота изъято и уничтожено 30,1 тонны продовольственного сырья и пищевых продуктов, опасных для жизни и здоровья людей. Наиболее загрязненными остаются рыба и рыбные продукты, безалкогольные напитки, молоко и молочная продукция, кулинарные и кондитерские изделия. Последние два года отмечаем ухудшение ситуации. После введения в действие Закона № 294 о защите прав юридических лиц количество наших проверок сократилось наполовину, а штрафов стало больше, чем в предыдущие два года.

В 2010 году Роспотребнадзор изъял их оборота 30,1 тонны продовольственного сырья и пищевых продуктовКстати, Михаил Чубирко обратил внимание на то, что в 2004 году в области было принято положение о мерах профилактики заболеваний, связанных с дефицитом необходимых для организма человека микроэлементов. В 2010-м в 12 районах и в Воронеже на 28 предприятиях выпускали продукцию 62 наименований, обогащенную йодом, фтором, железом, витамином С, бета-каротином. Но ее объем постоянно снижается. Если в 2009-м он составлял более 15 тысяч тонн, то в 2010-м - 6,7 тысячи. Это лишь два процента от всей выпускаемой продукции.

В то же время на региональном рынке увеличивается количество некачественных и опасных продуктов питания, которые ввозят из соседних и других областей.

- Представители нашей организации выявили факты реализации сливочного масла, фальсифицированного жирами немолочного происхождения производства ряда курских, московских и черкесских предприятий, - сообщил руководитель общественного движения Николай Дегтярев. - Информация об этом была направлена в Роспотребнадзор и органы сертификации по месту нахождения изготовителей.

В октябре прошлого года в ходе контрольных закупок из 19 образцов докторской колбасы, сделанной по ГОСТу в других регионах, 78,5 процента оказалось с заниженным содержанием мяса, завышенной долей жира. Из разных городов поступает фальсифицированное мороженое. Стабильно качественный хлеб в области выпускают только два завода.

Николай Дегтярев предложил делать постоянный мониторинг пищевых продуктов, в котором должны принимать участие общественные организации, объединения предпринимателей и чиновники, а результаты доводить до населения.

Предложение поддержал руководитель регионального союза предпринимателей "ОПОРА" Сергей Наумов, который добавил, что по итогам проверок следует обнародовать списки недобросовестных производителей, включая не только названия предприятий, но и фамилии учредителей.

- Для изменения ситуации для местного малого и среднего бизнеса, выпускающего продукты питания, необходимо создать масштабную торговую площадку, - отметила президент Гильдии пекарей и кондитеров региона Марина Лютикова. - Предприниматели смогут привозить на нее из районов продукцию, а покупатель будет четко представлять себе качество того или иного изделия и "голосовать" за него кошельком. Пока же малому и среднему бизнесу очень сложно пробиться на региональный рынок.

Участники "круглого стола" выразили надежду на то, что все предложения будут учтены при подготовке концепции областной целевой программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории региона. Планируется, что этот документ будет принят до конца года. (Российская газета 24.05.11)


Комментарий. Если фермеру помочь. "Крестьянские ведомости". 25 мая 2011

Если говорить по-честному, супруги Федореевы не планировали подаваться в фермеры. Да, видно, такой неожиданный поворот был продиктован их нынешней судьбой. Почти четверть века Антонина Николаевна и ее муж Александр Николаевич проработали на Севере, выработали себе льготную пенсию, а четыре года назад вернулись в родной Воскресенский район Нижегородской области.

Деятельные по натуре, эти люди не привыкли сидеть, сложа руки, но в сельской местности особенно с выбором дела не разбежишься - либо паши землю, либо занимайся скотом. Супруги Федореевы отдали предпочтение второму - для начала прикупили поросят для откорма на своем подворье. Дело пошло неплохо, потому со временем встал вопрос - надо расширять рамки подворья, чтобы организовать весь цикл - выращивание и содержание свиней. Осуществить такой план предпочтительнее на собственной ферме, которую вскоре создали супруги. Для этого они купили неподалеку от деревни Марфино бывшую колхозную свиноферму, отремонтировали ее, да все сделали настолько по-новому, что былого здания не узнать. Появилась новая кровля, в помещении поделаны удобные клетки для животных, проведено отопление. Закупили новую зернодробилку, смеситель для приготовления кормов.

Чтобы сразу вести дело с максимальной выгодой, закупили племенных свиноматок беконной породы (у них выход мяса гораздо больше). Заботливый уход, разнообразное питательное кормление дают быстрый результат - сейчас на этой ферме у Федореевых уже насчитывается две сотни животных. Конечно, управиться с таким поголовьем нелегко, но, по словам Антонины Николаевны, если на ферме проблемы возникают, то они связаны только с кормами. Ежедневно каждой свинье требуется до 3 кг фуражного зерна, в месяц на все поголовье уходит до 10 тонн зерна. Если учесть, что Воскресенский район никогда производством зерна не отличался (основное его богатство - лес), то закупать фураж приходится в соседних районах, что связано с дополнительными транспортными расходами. А они при нынешних ценах на зерно и без того "кусаются" - приходится платить до 10 руб. за кг.

Простой расчет показывает, что при таких ценах на зерно хозяевам фермы трудно сводить концы с концами. Однако Федореевы держатся, причем, нашли довольно нетривиальный способ противостоят сегодняшним сложностям. Так, три года назад в Воскресенском районе был создан одним из первых в области снабженческо-сбытовой кооператив, который с самого начала возглавил А. Федореев. Сразу же кооператив взял в аренду небольшое помещение, где частники продают свою продукцию с подворий. Одно торговое место в этом сельском магазине взяли Федореевы, а мясо у них всегда идет нарасхват. Так удачно разрешилась важная проблема сбыта. Причем, цены на мясо в последнее время подрастают, что дает возможность компенсировать хоть как-то немалые затраты на зерно.

Конечно, со временем можно взять хозяевам землю, производить свое дешевое зерно, чтобы повысить доходы от фермы. Потребуется приобрести сельхозтехнику, часть ее можно взять в аренду. "Вот только бы здоровья хватило на все эти планы, а желание работать на своей ферме у нас не убавляется", - говорят супруги.

А теперь хочется рассказать еще одну фермерскую историю, которая связана с драматическими событиями прошлого лета. Речь идет о фермере Владимире Мелехине, которому в сентябре прошлого года (перед этим его ферма в Выксунском районе полностью сгорела от лесного пожара) был вручен ассоциацией нижегородских промышленников полный набор сельхозтехники, в том числе новенький трактор. Тогда же началось восстановление на вчерашнем пепелище фермы, которую, как планировал фермер, он заселить скотом хотел к началу нынешнего года. К сожалению, не получилось- с опозданием пришли деньги, выделенные на новую ферму.

Зато новый дом, который В. Мелехин получил от строителей, не может не радовать - просторный, удобный, живи в свое удовольствие. Правда, пока не подведен сюда газ - дом фермера в небольшом отдалении от поселка, сюда летом должны проложить газовую трубу. Что касается новой техники, то она полностью готова к посевной, а всю зиму хранилась на территории соседнего предприятия.

Но в зимнюю пору фермер не сидел, сложа руки. Он сумел сохранить после прошлогодних пожаров полтора десятка коров, которых, правда, пока держит на ферме в соседнем селе. Новый зерносклад стоит пустой - все, что было намолочено прошлой осенью, в одночасье погибло в огне. При таком масштабе беды впору бы и впасть в уныние, но фермер В. Мелехин живет новыми деловыми планами- с приходом весны надо заканчивать помещение для скота, засеять свою землю, чтобы осенью собрать урожай. (Крестьянские ведомости 25.05.11)


Под одну гребенку. "Финансовые известия". 26 мая 2011

Разработан первый общий техрегламент для стран Таможенного союза

Новый нормативно-правовой документ "О безопасности пищевой продукции" планируется принять уже в июле этого года. По замыслу разработчиков технический регламент будет способствовать созданию единого рынка сбыта на территории России, Белоруссии и Казахстана. В выигрыше должны оказаться и производители, и потребители. Плюсы очевидны, вот только с реализацией новых правил, по мнению экспертов, возникнут проблемы. К тому же экономики всех трех стран имеют каждая свою специфику, которую нельзя не учитывать.

Участники совместного заседания Комиссии РСПП по АПК и профильных комитетов ТПП Российской Федерации, "Деловой России", "ОПОРы России" и содружества "РусБренд", объединяющего в том числе крупнейшие компании - производители продуктов питания, обсудили и выступили в поддержку проекта технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Проект является первым нормативно-правовым документом, который разработан в рамках соглашения "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации", подписанного сторонами 18 ноября 2010 года. При этом продолжат действовать национальные системы государственного контроля.

Разработчики считают, что новый документ создает единое правовое поле Таможенного союза в области регулирования безопасности пищевых продуктов. Это будет стимулировать товарообмен между Россией, Белоруссией и Казахстаном, способствовать устранению избыточных административных барьеров и повысит инвестиционную привлекательность пищевой отрасли. Проект техрегламента предполагает внести изменения в процедуры оценки соответствия продукции для допуска ее на рынок. После принятия регламента для попадания на прилавок магазина на продукт будет требоваться один документ, подтверждающий соответствие установленным нормам, ранее производитель должен был предъявлять три-четыре разрешительных документа, которые часто дублировали друг друга. Кроме того, производитель сам добровольно сможет декларировать свою продукцию, беря на себя ответственность за ее безопасность. Меняется принцип презумпции виновности на принятую в Европейском союзе (ЕС) презумпцию добросовестности производителя, который берет на себя ответственность за выводимый на рынок товар. При этом высвободившийся от дорыночного контроля ресурс будет направлен на рынок для непосредственного выявления недобросовестных игроков, злоупотребляющих кредитом доверия. Впервые вводится отдельное понятие пищевой продукции нового вида и устанавливаются основы для ее оценки и регистрации.

Регламент содержит целый ряд революционных для рынков трех стран положений, например в части регистрации пищевой продукции нового вида. Так, новый вид продукции будет регистрироваться один раз без привязки к каждому отдельному производителю. Этот подход открывает новые возможности для инновационного развития пищевой отрасли, устанавливает четкие и ясные правила вывода продукции нового вида на рынок и четко отделяет ее от обычных инноваций пищевой отрасли и изменений в отношении рецептур, маркировки и т.п. Государственная регистрация предусмотрена техническим регламентом только для специализированных пищевых продуктов (детское питание, биологически активные добавки и т.п.), и проходить ее необходимо каждому производителю (импортеру) по каждому наименованию продукции. Эта норма проекта отличается от европейской, где для аналогичных продуктов предусмотрена более мягкая форма оценки соответствия (преимущественно уведомительного характера), но все равно облегчает пищевой отрасли пути расширения ассортимента, в том числе за счет выпуска инновационной продукции, и вывода продукции на рынок в более сжатые сроки.

Технический регламент гармонизирует ветеринарные требования к пищевой продукции и ее контролю в ТС с европейским законодательством в части правил безопасности для продукции животного происхождения. Из всей пищевой продукции (продовольственного сырья) выделена категория непереработанного сырья животного происхождения, в отношении которого должен осуществляться ветеринарный контроль, предусмотрена ветеринарная регистрация производственных объектов, ветеринарная экспертиза готовой продукции и ее сопровождение ветеринарно-сопроводительными документами. Тем самым обеспечивается четкое разделение контрольно-надзорных полномочий между санитарными и ветеринарными службами в ТС и существенно облегчаются административные процедуры при производстве и обращении готовой пищевой продукции.

Соответствуют европейской практике и устанавливаемые документом правила начала деятельности пищевых производств. Изготовление пищевой продукции можно начинать в уведомительном порядке, за исключением производства продукции из сырья животного происхождения - мяса, сырого молока, птицы, - которое требует получения специального разрешения.

Адаптация предпринимательского сообщества к новым нормативным требованиям требует временных и финансовых затрат (замена рецептур, упаковки, оформление новых разрешительных документов и т.п.). В ЕС переходный период начинается от двух лет с момента принятия и вступления в силу нового нормативного акта. По оценкам экспертов, отсутствие переходных периодов ведет к прямым потерям производителей: для крупных компаний дополнительные затраты только на внеплановую смену упаковки могут превышать 360 млн рублей. Технический регламент также предусматривает решение этой болезненной для российского рынка проблемы.

Сплошные плюсы

Управляющий комитетом по коммуникациям и взаимодействию с потребителями "РусБренда" Екатерина Астафьева отмечает, что данный техрегламент - документ прямого действия. "Он - попытка не на словах, а на деле приблизить существующие в России, Белоруссии и Казахстане требования и нормы в области выпуска пищевых продуктов (многие из которых не пересматривались десятилетиями в России) к современным европейским стандартам", - комментирует Екатерина Астафьева.

Положения регламента затрагивают все сегменты пищевой индустрии - от метода получения сырья до изготовления готовых продуктов - и будут устанавливать единые требования к безопасности пищевой продукции, которая производится и импортируется на территорию всех трех стран - участниц Таможенного союза. "Это крайне важно, т.к. с июля снимутся торговые границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Наше законодательство на данном этапе не гармонизировано, в т.ч. по части пищевой продукции, - говорит представитель "РусБренд". - Следовательно, чтобы гарантировать безопасность пищевой продукции для нашего потребителя, подобный техрегламент просто необходим, т.к. предъявляет равные требования и гармонизирует нормы наших стран".

По мнению эксперта, в выигрыше однозначно будут добросовестные производители, причем не только крупные компании. Принцип "один продукт - один документ" должен стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Неслучайно проект данного ТР был активно поддержан ассоциациями малого и среднего бизнеса - "ОПОРОЙ" и "Деловой Россией". Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева подтверждает, что документ действительно является серьезным инструментом для выхода товаров Таможенного союза на продовольственные рынки и создания реальной конкуренции в этой отрасли. "Необходимость получения всего одного разрешительного документа, регистрация нового вида продукции без привязки к каждому отдельному производителю и другие положения существенно сократят издержки производителей", - объясняет Ирина Воробьева.

Аналитик ФГ БКС Дмитрий Селиванов соглашается, что поддержка нормативно-правового документа ведущими бизнес-сообществами - бесспорное отражение удобств и преимуществ, прописанных в ТР. Получение всего одного документа на продукцию взамен трех намного облегчит процесс поступления продуктов питания на прилавки магазинов в странах - участницах Таможенного союза, уменьшит коррупционную составляющую бизнеса. А для простого потребителя, что самое главное, уменьшит стоимость конечного продукта. "Но при этом необходимо отметить, что регламентирование пищевой сферы является труднореализуемой задачей, поэтому принятие и внедрение в жизнь регламента вызывает больше вопросов, чем ответов, - комментирует Дмитрий Селиванов. - В России уже была сделана попытка разработки и внедрения "пищевого" регламента, доработки заняли более пяти лет, но в итоге он так и не был принят".

Не все равны

Начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев считает, что принятие комплекта документов странами - участницами Таможенного союза в области регулирования экспорта, производства и норм безопасности продуктов питания является позитивной новостью для самих стран, поскольку наглядно демонстрирует работу по интеграции экономического пространства.

По данным Euromonitor, объем рынка упакованных пищевых продуктов стран Таможенного союза в 2010 году составил $85,5 млрд (4,37% от общего мирового оборота продовольственных товаров), где на долю России приходится $77,34 млрд, на долю Белоруссии - $4,12 млрд, а на Казахстан - $4,04 млрд. По мнению аналитика "Риком-Траст", более логичным было бы принять данный документ с учетом экономических особенностей развития каждой из стран, так как уровень производства пищевых продуктов как в натуральном, так и в стоимостном выражении может различаться в разы. "Скажем, в свете последних событий в Белоруссии, где произошла девальвация национальной валюты, которая привела к резкому росту инфляции и потребительского спроса на пищевые продукты, перед государством стоит первоочередная задача насытить внутренний рынок, отодвигая решение вопроса товарооборота со странами Таможенного союза на второй план", - комментирует Олег Абелев. Кроме того, возникает благодатная почва для злоупотребления качеством пищевых продуктов, участвующих в товарообороте между странами союза по причине резкого упрощения процедур их соответствия стандартам качества - один документ, с одной стороны, значительно сокращает сроки прохождения всех соответствующих процессов сертификации продуктов, но с другой - увеличивает риски нарушения требований, которые будут заметно упрощены.

"Наибольшую выгоду скорее всего получат крупные компании, которые занимаются производством и упаковкой унифицированных продуктов питания, - считает Олег Абелев. - Поскольку новые правила начала производств вкупе с устранением переходных периодов существенно сократят издержки на дистрибуцию, упаковку и продвижение продуктов по сбытовым каналам". Насчет выгодности новых правил по отношению к потребителям аналитик сомневается, гипотетически возможно небольшое удешевление продуктов в сетях из-за снижения издержек производителей на производственную и сбытовые составляющие, но высока вероятность, что желание производителей получить относительно высокую маржу этому воспрепятствует. (Финансовые известия 26.05.11)


3178723215199419.html
3178817591401566.html
3178992021702470.html
3179213280917820.html
3179381783814448.html