Тест 25. Укажите правильную схему постановки знаков препинания при прямой речи


Тест 25. Укажите правильную схему постановки знаков препинания при прямой речи.

1. «П? — а». 2. «П? — А» 3. «П?» — а.


^ ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

Тест 1. В каких, словах предложения количество букв и звуков не одинаковое?

Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

1. Съела, наелась, много. 2. Только, еды.

Тест 2. Укажите слово из 6 звуков.

1. Тополь. 2. Берёза. 3. Ясень.

Тест 3. Укажите слово из 6 звуков.

1. Площадь. 2. Расчёт. 3. Братца.

Тест 4. В каком слове безударный звук [а]?

1. Часы. 2. Дозор.

Тест 5. Одинаково ли количество звуков в парах?

Суд — суть, молоть — молот.

1. Да. 2. Нет.

Тест 6. Какое слово затранскрибировано?
[п а л а с к а т'] (малыша).

1. Поласкать. 2. Полоскать.

Тест 7. Одинакова ли транскрипция у глаголов в словосочетаниях?

Разрядить ружьё, разредить лук на грядке.

1. Да: [р а з р' и д' и т']. 2. Нет: [р а з р* а д* и т'] и [ р а з р' и д' и т'].

Тест 8. Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога .

1. Да. 2. Нет.

Тест 9. Определите ряд слов с неправильным ударением.

/ / / / / / / /

1. Баловать, занята, щавель, статуя. 2. Каталог, начал, ждала, договор.

Тест 10. Какой звук — [и] или [ы] — слышится в словах?

Циркуль, цинга, жир.

1. [и]. 2. [ы].

Тест 11. Правильно или неправильно затранскрибировано слово пишет? [пишит].

1. Да, правильно. 2. Нет: [п,и ш ы т]. 3. Нет: [п, и ш э т].

Тест 12. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

1. [п, и ч, й о т]. 2. [п, и ч, э т]. 3. [п, и ч, о т].

Тест 13. Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах.

1. [ж]: [ш] = [ч']: [?] (А. [щ']. Б. [ц].)

2. [г]: [к] - [?]: [т] = [з]: [с] (А. [д']. Б. [д].)

Тест 14. Что происходит со звуком [с] в словах?

1. Листик. 2. Растянуть.

А. Обязательное смягчение.

Б. Смягчение возможно, но не обязательно.

Директор МОУ «Чамзинская средняя

общеобразовательная школа №2:______/ А.П. Кильдюшов/


ПРИЛОЖЕНИЕ «Творческие игры»


Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя свободно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех-мечта любого учителя. К таким урокам я стремилась в течение многих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике богатых возможностей личностно - ориентированнного подхода к обучению и воспитанию.

Остановлюсь на такой эффективной форме организации личностно-ориентированного урока, как творческие работы, позволяющие добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической ,целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Приведу примеры:

1.Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа».По дороге в школу понаблюдайте за окружающей вас средой. Какие изменения в ней вы заметили сегодня? Расскажите о них.


2.Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст(5-6 предложений) о зиме. Выразите своё отношение к этому времени года.


3.Послушайте песню «С чего начинается Родина».Выделите основную мысль и запишите её для себя.


4.Напишите письмо себе от имени природы.

5.Составьте предложении с деепричастиями или деепричастными оборотами ,в котором вы выразите состояние ученика, получившего двойку. Вот начало предложения : Ученик идёт домой (как?)...


6.Конкурс на лучшего экскурсовода. Вы экскурсоводы, ведёте экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится .Кто лучше справится с этой задачей?


7.Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их.

1)Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

2)Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3)На площади он увидел огромную массу народа.

4)Художник подарил музею свой автопортрет.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию.


Творчество детей.

Рассказ.

Случай на уроке.

Идёт урок русского языка. Мария Евгеньевна ходит по рядам и смотрит в тетради.

-Петров, ну что ты лезешь не в свои дела? Зачем подслушиваешь разговоры девочек? - рассердилась учительница.

-Я больше не буду, - ответил Андрей.

Мария Евгеньевна вызывает к доске соседку Петрова Машу Синикину. Пока она отвечала, Андрей задремал.

-Петров, ты опять спишь на уроке? - спросила учительница.

-Клюёт носом, - засмеялись ребята.

-Запомни, - продолжает Мария Евгеньевна, - ученик на уроке не должен отвлекаться на посторонние дела, он должен слушать учителя.

-Заруби себе это на носу,- добавила Маша.

После урока к Андрею подошёл его друг Миша Инин.

-Андрюш, что грустишь? Обиделся?

-Подумаешь, попал впросак. С кем не бывает.

^ Иванова Наталья ,8 класс


Я – творец!

«Седой дождь и старая шляпа» – ваша новая сказка для детей.


Седой дождь и старая шляпа.


По дороге Сказочной страны тихо брели маленькая девочка и её спутница .Они о чём-то оживлённо беседовали.. Их внимание неожиданно привлёк большой красивый замок . « Эй! Кто здесь живёт?» - радостно закричала девочка. Но женщина испуганно остановила её. «Не спеши, здесь живёт злой волшебник»,-тихо сказала она.

Малышка не унималась ,с интересом разглядывая огромные ворота замка. Её щебет звенел, отдаваясь эхом. Как вдруг ворота открылись. Зазвучала тихая, приветливая музыка, приглашавшая их в замок. Музыка очаровывала, но почему-то за стенами замка шёл дождь. Седой дождь. Он шёл так уверенно, как будто и должен был всегда идти , не переставая. В дверях замка показался старец. Девочка мгновенно подскочила к нему: «Скажите, почему у вас идёт дождь? »Но старец ничего не ответил и внезапно исчез.

А дождь продолжал идти. Крупные капли со звоном падали на землю, как будто кто-то ронял на землю большие дождевые бусины.

Старец появился вновь, и в руках у него была старая шляпа. «Все привыкли меня считать злым волшебником. Меня никто не любит, поэтому я всегда плачу , и в моём замке так тоскливо и дождливо»,-сказал он.

- Неужели у вас нет друзей, родных? -удивилась девочка.

-Я одинок, - ответил он. - Когда-то злая волшебница заколдовала меня, и с

тех пор в моём замке не было ни души. Всех пугает постоянный шум дождя.

Ты первая, кто не побоялся войти сюда. Спасибо тебе».

Старец с благодарностью протянул девочке свою старую шляпу. Женщина закричала, но девочка ничуть не испугалась и схватила её. И произошло чудо! Грянул гром. Дождь захлестал с такой силой и перестал идти. Выглянуло солнышко. Замок ожил. А на месте старца стоял молодой красивый парень со своей женой. Проклятия злой колдуньи пропали.

^ Преснякова Елена,10 класс


Завод-гигант.

На мордовкой земле,

Где милый сердцу взор,

Раскинувшись широко,

Завод-гигант расцвёл.

Он под самой горой стоит,

Слава о нём по России гремит.

Как большой корабль плывёт он вперёд ,

Не зная преград ,не зная невзгод.

Завод тот могучий –одна семья.

Промчатся годы- там буду и я!

Работать с душою ,не зная покоя,

С таким капитаном корабль не потонет!

Огромною волей и твёрдой рукой

Завод, как корабль, он ведёт за собой.

Большие задачи стоят перед ним,

Он справится, знаю,

С планом своим.

Огромны задумки,

Дела велики,

Чтоб жили всё лучше

Мои земляки!

^ Преснякова Елена,8 класс


Мир детей надо наполнять творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии ,чтобы ребёнок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

^ Директор МОУ «Чамзинская средняя

общеобразовательная школа №2:______/ А.П. Кильдюшов/


ПРИЛОЖЕНИЯ 5 «Различные виды диктантов »


Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»

1.^ Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой. Помимо расширения кругозора и воспитания любознательности, отрабатываются орфографические и орфоэпические нормы правописания и произношения числительных

Задание. Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните.

№ 1


– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть к_нфеты?

Малыш пошарил в карманах.

– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.

– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше другого.

– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.


№ 2


Я опустился на колени. На полу, возле капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой стороне написано красивым, ч_тким поч_рком: «Даем тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение наши стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук заставил нас вздрогнуть. Но он обрадовал нас, так как пробило только 6.

– Ищи ключ, – сказала мама.

Я обшарил карманы капитана один за другим. 12 мелких монеток, 1 наперсток, нитки и толстая игла, нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я наш_л. Пока изучаются числительные, можно предложить детям завести Книгу самых интересных фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В нашей жизни столько всего интересного и непознанного, что такая работа будет полезна и детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и воспитания любознательности, отрабатываются орфографические и орфоэпические нормы правописания и произношения числительных, и, как мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати, многие примеры этого материала взяты именно из детских книг рекордов.

^ ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА


В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.

Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).

А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!

Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.


(118 слов)

(По М.Пришвину)


Лексика текста содержит следующие слова с интересующей нас орфограммой: пригнулись, прижались, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел, присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают преграды.

Ученики, слушая текст, уясняют его содержание, выделяют слова или словосочетания, которые требуется заменить, и подбирают подходящие синонимы для замены. Потом ученики анализируют текст:


1. Определяют стиль текста. Текст, художественный стиль, описание пробуждения природы; отмечают особое отношение автора к русской природе, его точный и выразительный язык. М.Пришвин использует в тексте сравнения, олицетворения, например: снег еще лежит плотными подушками; деревья... стоят в снежном плену; прыгнет вверх... береза; прыгают ветки; лес... шевелится;


2. Анализируют композицию текста, определяют тип речи: описания сочетаются с повествованием о жизни зверей в лесу.


Орфографическая подготовка:


находят слова на изученную орфограмму, называют ее опознавательные признаки (представлены в названии орфограммы);


обосновывают выбор приставок пре- и при-.


^ 2.Словарный диктант.


Один из путей формирования грамотности – номерные контрольные словарные диктанты. Сколько тем, столько и диктантов. В словарный диктант № 1 включаю слова из экзаменационных и контрольных работ за предыдущий год. В диктант № 2 войдут, кроме новых, те слова из предыдущего диктанта, в которых было допущено больше всего ошибок. Иногда трудные слова путешествуют из диктанта в диктант довольно долго, пока все ученики овладеют их правильным написанием.

Большое внимание уделяю работе со словами с непроверяемыми написаниями.

Такие слова каждый урок включаю в словарные и орфографические диктанты, даю задания на конструирование предложений и словосочетаний с ними.


^ 3.Архитектурный диктант.


При изучении в 7 классе темы «Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах»использую тексты диктанта на архитектурную тему. Он предоставляет возможность познакомиться с историей древнерусских городов. Предлагаемый материал позволяет надежно отработать умения не только по расстановке знаков препинания, но и по правильному употреблению оборотов в речи.

1. Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открывающееся не сразу, постепенно завораживающее путешественника, желающего понять, знакомясь с городом, его внутренний, сокровенный дух.


2. Приезжая во Владимир, восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюминку.


3. Изюминкой Твери, множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей, является гражданская застройка 18 века и уникальная планировка улиц, которую Екатерина Вторая, желая превратить город в уголок Петербурга, приказала тщательно разработать градостроительной комиссии.


4. Говоря о Ростове, все время вспоминаешь огромный кремль, гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам, колоссальную звонницу, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, прославившуюся во всем мире.


5. Путешественник, побывавший в Торжке, обязательно расскажет, вспоминая о городе, о знаменитом Борисоглебском монастыре, основанном в 11 веке в честь святых Бориса и Глеба, и уникальном дорожном музее А.С.Пушкина, много раз проезжавшего через Торжок.


6. Желая познакомить приезжающих с Ярославлем, экскурсоводы покажут церкви 17 века, в изобилии сохранившиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность.


7. Отличаясь друг от друга деталями, церкви, построенные в 17 веке, имеют ряд общих черт, резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки.


8. Зачастую церкви 17 века ≈ это пятиглавые храмы, построенные из красного и белого кирпича, богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками, похожими на народные головные уборы, изразцами, придающими зданию дополнительную пышность.


9. Возводя церковь, строители 17 века старались помещать рядом с ней особого вида колокольню, напоминающую шатер и прозванную из-за этого шатровой.


10. 17 век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля, соответствующего духу эпохи.


11. Почти вся Москва, исключая Кремль и Китай-город, была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, могущем прославить новую мощь государства.


12. Вместе с Москвой, возрождаясь и поднимаясь из пепла, обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое.


13. Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох, стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку.


14. Стремление к нарядности проявлялось во всем: и в пристрастии к дорогим материалам и драгоценным камням, играющим всеми цветами радуги, и в любви к позолоте и ярким изразцам, и в использовании роскошных тканей, расшитых серебром и золотом.


15. Расписывая интерьеры нарядным травяным узором, украшая боярские палаты и деревенские церкви, построенные простыми плотниками, причудливой резьбой, человек стремился украсить мир вокруг себя, сделать его сказочным.


16. Говоря об архитектуре Москвы 17 века, нельзя не упомянуть церковь Троицы в Никитниках, находящуюся на территории бывшего Китай-города и построенную на средства богатейшего купца Никитникова.


17. Подходя к храму, сразу пленяешься многообразием его форм и сказочным богатством деталей, попадая же внутрь, не можешь оторвать глаз от росписей, покрывающих древние стены храма.


18. В конце 17 века, русское зодчество, все настойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием ⌠нарышкинское барокко.


19. Как бы подводя итоги 17 века, стиль этот, названный в честь родственников Петра Первого со стороны матери, совмещает в себе воздушность, стройность силуэта здания со сказочной затейливостью его наружного и внутреннего убранства.


^ Входной контроль


5 КЛАСС.


Земляника.

Земляника растёт в лесу, по старым вырубкам. Листья у неё на зиму не опадают. Так с зелеными листьями она и зимует.

Плоды её нежные и вкусные.

От кустиков отходят ползучие побеги. Это усы. На усах появляются новые молодые кустики. Маленький кустик отделяют от большого. Вот и новое растение. На нём будут созревать ягоды. (54 слова)


Задания.

1. Вставьте пропущенные буквы: (в) л…су, (по) выру…кам, з…мует, вкус…ные, б…льшого, пл…ды.

2. Определите падеж: у неё, на нём, она.

3. Найдите «лишнее», объясните причину:

А) Растет

Б) Будет созревать

В) Отходят

Г) Отделяют

4. Какое утверждение НЕ верно?

А) Плоды земляники нежные и вкусные.

Б) Кустики земляники зимуют с листьями.

В) Земляника растет в поле.

Г) Маленькие кустики земляники появляются на усах.


6 КЛАСС.


Осень в лесу.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябин.

В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. (98 слов)

Задания.

1. Какое утверждение НЕ верно:

А) Золотая осень наступает после августовских теплых дней.

Б) В моховых болотах гроздьями рассыпаны грибы.

В) Многие птицы готовятся к отлету в погожие осенние дни.

Г) Ласточки и стрижи улетают в теплые края.

2. Объясните знаки препинания в предложении: По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.

3. Выполните фонетический разбор слова: улетают.

4. Выполните морфемный разбор слов: красноголовые, тонконогие, быстрокрылые. Определите способ образования этих слов.

5. Выполните морфологический разбор слов: на пнях, душистые, краснеют.

6. Найдите в тексте сравнения, метафоры, олицетворения.


3193105536741868.html
3193208674976873.html
3193322931650822.html
3193428722094955.html
3193579702173285.html