Глава 36. Экологические требования по охране, воспроизводству - Кодекс Республики Казахстан

Глава 36. Экологические требования по охране, воспроизводству,

разведению в неволе и полувольных условиях, ограниченному хозяйственному использованию

редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

 

^ Статья 249. Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

1. Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных утверждается Правительством Республики Казахстан и включает редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды (подвиды, популяции) животных (позвоночных и беспозвоночных), обитающие в состоянии естественной свободы постоянно или временно на суше, в воде, атмосфере и почве на территории Республики Казахстан, а также в континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Республики Казахстан.

2. Животные, отнесенные к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, являются государственной собственностью, а разведенные и содержащиеся в неволе или полувольных условиях могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.

3. Физические и юридические лица вправе пользоваться животными, отнесенными к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

 

^ Статья 250. Охрана и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы

1. Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

2. Физические и юридические лица обязаны обеспечить охрану животных в пределах закрепленных территорий, сообщать уполномоченному государственному органу в области охраны, воспроизводства и использования животного мира о ставших им известными или выявленных случаях гибели животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Порядок расследования таких случаев определяется уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

3. Редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных оказывается помощь в случаях их массовых заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

4. В целях предотвращения гибели животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, запрещается их изъятие, кроме исключительных случаев по решению Правительства Республики Казахстан.

5. В целях воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы, могут проводиться:

1) улучшение условий естественного воспроизводства;

2) переселение, акклиматизация и реакклиматизация;

3) выпуск в среду обитания искусственно разведенных животных.

6. Указанные в пункте 5 настоящей статьи мероприятия осуществляются по разрешению уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира на основании биологического обоснования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

7. Для охраны и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих в естественном состоянии, создаются особо охраняемые природные территории, а также могут устанавливаться вокруг них охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние животного мира.

8. При проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности должны разрабатываться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения, путей миграций и мест концентрации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также должна обеспечиваться неприкосновенность выделяемых участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания этих животных.

 

^ Статья 251. Пользование редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, обитающими в состоянии естественной свободы

1. Если пользование редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, обитающими в состоянии естественной свободы, в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях осуществляется без изъятия животных из среды обитания, уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира вправе вводить ограничения на посещение определенных мест и в определенные сроки. Сведения об указанных ограничениях публикуются в районных и областных средствах массовой информации, а в соответствующих местах устанавливаются предупреждающие щиты.

2. Заинтересованные физические и юридические лица обязаны в установленные сроки выпустить в среду обитания взамен изъятых из нее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных полноценных животных, полученных путем искусственного разведения. Выпуск животных осуществляется в соотношении две выпущенные особи взамен одной отловленной по акту в присутствии должностных лиц органов государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и охраны окружающей среды.

 

^ Статья 252. Содержание и разведение в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

1. Искусственное разведение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных может быть в неволе (клеточное и вольерное содержание) или полувольных условиях (содержание в парках и на других участках с условиями, близкими к естественной среде обитания).

2. Содержание и разведение в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных разрешаются специализированным питомникам и гражданам в индивидуальном порядке при соблюдении ими следующих требований:

1) наличие условий для содержания животных, включая отведенные в установленном порядке участок или помещение, оборудованные вольерами, клетками и другими сооружениями;

2) выполнение в необходимых объемах зоотехнических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических мероприятий;

3) наличие специалистов зоологического, зоотехнического и ветеринарного профилей, а у граждан — навыков по содержанию животных в неволе или полувольных условиях;

4) наличие разрешения уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

3. В разрешении на содержание и разведение в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных указываются обязательные для выполнения требования, а также максимальное количество особей по видам животных. Если физические и юридические лица не выполняют условий разрешения, после трех предупреждений на протяжении шести месяцев разрешение может быть отозвано или аннулировано.

4. Содержание и разведение в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в специализированных зоологических питомниках осуществляются в соответствии с положениями об этих питомниках.

5. Владельцы животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам и содержащихся в неволе или полувольных условиях, обязаны провести несъемное кольцевание или мечение этих животных и иметь паспорта на них.

6. Физические и юридические лица, которые содержат в неволе или полувольных условиях животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения, имеют право на приобретение, сбыт и обмен этих животных в пределах Республики Казахстан только по разрешению уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

7. Физические и юридические лица, имеющие в собственности животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения, содержащихся в неволе или полувольных условиях, могут использовать их для целей международной торговли в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

8. Если международная торговля редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, разводимыми в неволе или полувольных условиях, может причинить государству экологический и (или) экономический ущерб, Правительство Республики Казахстан вправе вводить ограничения для этой торговли.

 

^ Глава 37. Экологические требования на особо охраняемых природных территориях

 

Статья 253. Экологические требования при использовании особо охраняемых природных территорий

В целях сохранения и улучшения экологического состояния особо охраняемых природных территорий, имеющих особую ценность в качестве среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения и ценных видов животных, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды по согласованию с уполномоченным государственным органом в области особо охраняемых природных территорий может разрабатывать и вводить для этих территорий более строгие экологические нормативы, чем те, которые установлены для всей территории Республики Казахстан.

 

Статья 254. Экологические требования при размещении на особо охраняемых природных территориях населенных пунктов, объектов промышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий

В целях улучшения экологического состояния, а также предотвращения ущерба особо охраняемым природным территориям размещение населенных пунктов, объектов промышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе экологическими требованиями для данных территорий.

 

^ Статья 255. Специальные экологические требования к геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых на территории государственных заповедных зон

1. Для предотвращения возможных отрицательных воздействий геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на окружающую среду и объекты государственного природно-заповедного фонда природопользователю необходимо:

1) согласовать с уполномоченными государственными органами в области особо охраняемых природных территорий, охраны, воспроизводства и использования животного мира:

число и расположение площадок, необходимых при ремонте технологической дороги и линий электропередачи, а также необходимости съездов автотранспорта с дороги в процессе деятельности природопользователя;

схему вспомогательных технологических дорог по контрактной территории;

расположение и оборудование площадок для складирования отходов производства и потребления, а также слива горюче-смазочных материалов и других загрязняющих веществ;

вырубку и корчевку деревьев и кустарников на контрактной территории для подготовки технологических площадок, предусмотренных проектом;

2) в целях четкого обозначения границ контрактной территории определить границы в натуре путем установления аншлагов;

3) производить транспортировку химических и радиоактивных материалов исключительно в специальных емкостях, предотвращающих их попадание в окружающую среду;

4) поддерживать покрытие технологической дороги в состоянии, не допускающем разрушения полотна, ее повышенного пыления, повышения опасности утечки химических и радиоактивных веществ при транспортировке;

5) произвести рекультивацию отвалов, вывоз или захоронение в отведенных местах остатков строительных материалов, использовавшихся при ремонте технологической дороги и линий электропередачи.

2. На территории государственных заповедных зон запрещаются:

1) размещение и строительство населенных пунктов, постоянных объектов промышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов, санаториев, домов отдыха, пунктов питания, гостиниц, иных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием государственной заповедной зоны;

2) проведение работ, которые могут повлечь изменение естественного облика природных ландшафтов, нарушение устойчивости экологических систем;

3) захоронение отходов производства и потребления, а также радиоактивных материалов;

4) использование понижений рельефа местности для сброса промышленных и прочих загрязненных вод;

5) применение потенциально опасных химических и биологических веществ, осуществление вредных физических воздействий на окружающую среду;

6) организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;

7) движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;

8) интродукция растений и акклиматизация животных, чуждых местной флоре и фауне;

9) промышленная заготовка растений, используемых в медицине и других целях;

10) изъятие объектов животного мира, рубка деревьев и кустарников, заготовка второстепенных лесных материалов и сенокошение без специального разрешения уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

11) съезд транспортных средств с технологической дороги, за исключением площадок, специально отведенных по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также движение по контрактной территории вне дорожной сети;

12) добыча общераспространенных полезных ископаемых;

13) складирование отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, предотвращающих перенос отходов (ветром, осадками) по контрактной территории и государственной заповедной зоне;

14) слив горюче-смазочных материалов и других загрязняющих веществ, за исключением площадок на контрактной территории, специально отведенных по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

3. В целях контроля за состоянием окружающей среды необходимо обеспечить ежегодное составление и согласование с уполномоченными государственными органами в области особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и охраны, воспроизводства и использования животного мира программы производственного мониторинга за состоянием окружающей среды, в которой должны быть предусмотрены:

1) ежеквартальный контроль химического состава воды в артезианских скважинах и колодцах в радиусе до двадцати километров от контрактной территории;

2) ежеквартальный контроль уровней радиации и содержания радиоактивных веществ в грунте на контрактной территории и в радиусе до десяти километров за его пределами;

3) ежеквартальный контроль концентраций загрязняющих веществ, образующихся в ходе деятельности, в окружающей среде;

4) конкретные сроки и исполнители мероприятий, форма завершения и отчетности.

 

^ Глава 38. Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной

деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

 

^ Статья 256. Границы государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря

Границы государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

 

^ Статья 257. Ограничения режима пользования

1. В пределах государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря на основании функционального зонирования выделяются заповедные участки с полным запретом хозяйственной и иной деятельности и дополнительные временные ограничения на проведение отдельных видов работ в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях».

2. В заповедной зоне устанавливается следующий режим пользования:

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)

1) для обеспечения нормального нерестового хода рыб и ската молоди в море запрещаются в период с 1 апреля по 15 июля проведение строительных и геофизических работ, испытание скважин и судоходство в приустьевых районах рек Урала и Волги в радиусе 50 километров от наиболее выдвинутой в сторону моря точки казахстанской части наземной дельты реки Волги и наиболее выдвинутой в сторону моря точки наземной дельты реки Урала, а также в полосе шириной 15 километров от береговой линии на 1 января 1994 года между границами вышеуказанных придельтовых пространств и далее на восток до реки Эмба. При этом допускается судоходство судов, осуществляющих промысел рыбы и ее транспортировку, выставление, замену, снятие и проверку средств навигационной обстановки, научно-исследовательские работы и контрольно-инспекционную деятельность по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

2) в период, указанный в подпункте 1) настоящего пункта, процесс добычи нефти должен быть переведен на автономное обеспечение оборудованием, химическими реагентами, горюче-смазочными и другими материалами, продовольствием. Должны быть приняты все меры, обеспечивающие накопление и хранение отходов процесса добычи нефти для их последующего вывоза по окончании периода запрета;

3) в целях сохранения птиц в местах гнездования (тростниковых зарослях, песчаных прибрежных косах и островах) запрещается в период, указанный в подпункте 1) настоящего пункта, проведение строительных работ, а также испытание скважин;

4) проведение работ в сроки, отличные от указанных в подпункте 1) настоящего пункта, в пределах тростниковых зарослей (естественный биологический фильтр) на границе суша — море регулируется решениями уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий с учетом сезона года;

5) для сохранения популяции каспийского тюленя проведение нефтяных операций с октября по май месяцы должно осуществляться на расстоянии не ближе 1 852 метров (1 морская миля) от мест их концентрации. Учитывая смену лежбищ, должны быть приняты все возможные меры для выявления мест концентрации тюленей;

6) во избежание негативных воздействий на птиц и каспийских тюленей запрещается пролет воздушного транспорта над установленными местами их обитания и размножения на высоте ниже 1 километра, кроме случаев проведения научно-исследовательских и аварийно-спасательных работ с предварительным уведомлением уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий.

 

^ Статья 258. Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне

1. Ширина водоохранной зоны по берегу Каспийского моря принимается равной 2 000 метров от отметки средне-многолетнего уровня моря за последнее десятилетие, равной минус 27,0 метра.

В пределах населенных пунктов границы водоохранной зоны устанавливаются исходя из конкретных условий их планировки и застройки при обязательном инженерном или лесомелиоративном обустройстве береговой зоны (парапеты, обвалование, лесокустарниковые полосы), исключающем засорение и загрязнение водного объекта.

2. В пределах водоохранной зоны запрещаются:

1) проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение водных объектов и их водоохранных зон и полос;

2) размещение и строительство за пределами населенных пунктов складов для хранения нефтепродуктов, пунктов технического обслуживания спецтехники, механических мастерских, моек, мест размещения отходов, а также размещение других объектов, негативно влияющих на качество воды;

3) производство строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, буровых, сельскохозяйственных и иных работ, за исключением случаев, когда эти работы согласованы с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и использования и охраны водного фонда.

 

^ Статья 259. Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в предохранительной зоне

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

1. Проведение нефтяных операций в предохранительной зоне осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».

2. В пределах предохранительной зоны запрещается строительство полигонов по захоронению отходов.

 

Статья 260. Охрана прибрежных вод в северной части Каспийского моря в местах водопользования населения

1. Районы охраны прибрежных вод в северной части Каспийского моря в местах водопользования населения устанавливаются местными исполнительными органами в пределах своей компетенции с учетом фактического и перспективного водопользования. Ширина этого района в сторону моря должна быть не менее 3,9 километра (2 мили) от среднемноголетнего уровня моря за последнее десятилетие.

2. Прибрежная полоса суши, выделяемая в составе районов охраны прибрежных вод в северной части Каспийского моря, в местах водопользования населения соответствует водоохранной зоне Каспийского моря как в части определения границ, так и режима охраны.

 

^ Статья 261. Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зоны влияния сгонно-нагонных колебаний уровня моря

1. Зона влияния сгонно-нагонных колебаний уровня моря не имеет четко фиксированных границ и ориентировочно распространяется от абсолютных отметок минус 29 метров в пределах акватории до минус 26 метров на суше.

2. В пределах зоны влияния сгонно-нагонных колебаний уровня моря запрещаются:

1) проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение водных объектов и их водоохранных зон и полос;

2) размещение и строительство за пределами населенных пунктов складов для хранения нефтепродуктов, пунктов технического обслуживания техники, механических мастерских, моек, организации и обустройства мест размещения отходов, а также размещение других объектов, негативно влияющих на качество воды;

3) производство строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций и буровых, сельскохозяйственных и иных работ без проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу.

 

^ Статья 262. Общие экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

1. Работы, связанные с выемкой и перемещением грунтов, допускаются при наличии специального разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр.

2. Строительство, монтаж и демонтаж сооружений могут осуществляться только при использовании технологий, обеспечивающих сбор всех видов загрязняющих веществ.

3. При обнаружении в пределах контрактной территории ранее пробуренных скважин недропользователь обязан принять их на баланс и проводить по ним мониторинг.

4. Эмиссии в окружающую среду на всех этапах нефтяных операций не должны превышать установленные для них нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

5. Запрещается сжигание флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы аварийной ситуации.

6. Сжигание углеводородов на факеле при испытании скважин должно быть сведено до минимума. В случае признания итогами экологической экспертизы метода, указанного в настоящем пункте, как наиболее безопасного для окружающей среды применять его необходимо только при благоприятных погодных условиях, способствующих рассеиванию дымового шлейфа, при этом конструкция факельных установок должна обеспечивать полное сгорание углеводородов. В случае расположения скважины на путях миграции птиц должны быть приняты организационно-технические меры для исключения ущерба орнитофауне.

7. Выбросы в атмосферу подлежат контролю в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, апробированными принципами и методами, принятыми в международной практике в области охраны окружающей среды при проведении нефтяных операций.

8. В пределах государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря запрещается сброс сточных вод и отходов, за исключением ограниченного перечня незагрязненных или очищенных сточных вод, в том числе вод систем охлаждения и пожаротушения и балластовых вод, сбрасываемых по разрешению уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, а также государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Температура воды в результате сброса за пределами контрольного створа не должна повышаться более чем на пять градусов по сравнению со среднемесячной температурой воды в период сброса за последние десять лет.

9. Закачка отходов бурения в недра запрещается без предварительных операций по их обезвреживанию и осуществляется согласно проекту, прошедшему государственную экологическую экспертизу.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Статья дополнена пунктом 9-1 в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV

9-1. Закачка в недра попутного нефтяного газа в северной части Каспийского моря сверх норм, обеспечивающих увеличение нефтеотдачи путем поддержания пластового давления, предусмотренного утвержденными проектными документами, а также нагнетание попутного газа сверх проектных показателей запрещаются.

10. Все операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра, должны осуществляться на специальном полигоне вне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря. Указанные операции должны обеспечивать завершение строительства полигона к моменту начала буровых работ и осуществляться по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

11. Буровая платформа (баржа) и обслуживающие ее суда должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования) должны быть предусмотрены соответствующие устройства. Сжигание мусора на буровых платформах (баржах) запрещается.

12. При проведении любых видов строительных и иных работ запрещается использование взрывных работ в толще воды и на морском дне. Взрывные работы под морским дном могут осуществляться по разрешению уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по изучению и использованию недр.

13. Запрещаются нарушение мест гнездования водоплавающих и околоводных птиц, а также преграждение доступа к нерестилищам осетровых рыб.

14. Забор воды из моря допускается только при условии оснащения водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами. На водозаборных сооружениях должны быть установлены технические устройства для непрерывного контроля эффективности работы рыбозащитных устройств.

15. Перед началом работ по добыче нефти за счет финансовых средств недропользователя должны предусматриваться комплексные программы по охране окружающей среды, включая мероприятия по охране нерестилищ и воспроизводству ценных промысловых рыб, а также среды обитания тюленей в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря.

16. Маршруты для транспорта должны выбираться таким образом, чтобы предотвратить или уменьшить их влияние на морских млекопитающих, рыб и птиц.

17. Запрещается прокладка железнодорожных путей, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, не предусмотренных проектом в зоне действия специальных требований.

18. Для проведения работ на мелководье должны использоваться транспортные средства, обеспечивающие сохранение высокопродуктивных донных сообществ и нерестилищ. В случае необходимости при проведении мониторинга состояния окружающей среды допускается использование специальных транспортных средств на расширенных гусеницах, шинах низкого давления, воздушной подушке, в минимальной степени нарушающих целостность почвенно-растительного покрова и существующих биоценозов.

19. В составе буровых и тампонажных жидкостей не должны применяться вещества, не согласованные в составе технического проекта. В случае использования иных веществ недропользователь согласовывает их применение с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и по изучению и использованию недр.

20. Буровые установки необходимо комплектовать двигателями внутреннего сгорания, отвечающими требованиям Международной морской организации по предельным значениям выхлопов угарных газов.

21. Энергоустановки должны комплектоваться двигателями внутреннего сгорания или турбинами двойного топлива (дизельное топливо — газ).

22. Проведению разведки на море должна предшествовать подготовка проекта работ с учетом мирового опыта, включая оценку воздействия на окружающую среду в полном объеме. Анализ современного состояния ранее изученного района намечаемой хозяйственной деятельности должен быть основан на результатах полевых исследований, проведенных не ранее чем за четыре года до представления оценки воздействия на окружающую среду.

23. Обязательным элементом при оценке воздействия на окружающую среду является анализ альтернативных вариантов, включая отказ от проведения разведки на особо уязвимых участках акватории моря и прибрежной зоны.

24. В водоохранной зоне и на мелководных прибрежных участках моря глубиной до 5-10 метров бурение скважин осуществляется с помощью буровых установок на электроприводе от внешних сетей. Если бурение ведется буровой установкой от генератора с дизельным топливом и дизельным приводом, то выпуск неочищенных выхлопных газов в атмосферу с таких установок должен быть снижен до минимума.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Статья дополнена пунктом 25  в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV

25. При проведении нефтяных операций на море, на каждом морском сооружении и на каждом судне, на которых осуществляется перевозка нефти и нефтесодержащих грузов, должны размещаться абсорбенты и материалы, необходимые для ограждения и сбора последствий разливов.

 

^ Статья 263. Экологические требования при проведении геофизических работ

1. При проведении геофизических работ запрещается:

1) использовать взрывные источники сейсмических волн и пневмоисточники с параметрами, оказывающими вредное воздействие на ихтиофауну и среду ее обитания;

2) применять аппаратуру и методы, безопасность которых не подтверждена документально или на основе опытных геофизических работ;

3) оставлять в море без контроля сейсмические косы во избежание их отрыва и уноса, а также буксировка их по дну.

2. В целях сохранения популяции каспийского тюленя проведение сейсмических работ и иной хозяйственной деятельности в период с октября по май корректируется отводом сейсмопрофилей на расстояние не менее одной морской мили от мест концентрации тюленей на островных и ледовых лежбищах. Для выявления мест высокой концентрации тюленей, учитывая частую смену лежбищ, должны предусматриваться предварительные авиационные облеты.

3. В процессе сейсморазведки может быть предусмотрено использование средств отпугивания рыб из зоны работ.

 

Статья 264. Экологические требования при разведке и добыче на море

1. Бурение скважин должно осуществляться на основе передовых апробированных принципов и методов, принятых в международной практике, в области охраны окружающей среды при проведении нефтяных операций.

2. Места для размещения морских буровых платформ в пределах контрактной территории должны выбираться с учетом максимально возможного сохранения морских районов, имеющих перспективное значение для рыболовного промысла, сохранения и воспроизводства ценных видов рыб и других объектов водного промысла.

3. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно осуществляться при постоянном присутствии корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов. Требование, указанное в настоящем пункте, не распространяется на бурение, ведущееся с искусственных островов.

4. Запрещаются проведение в тяжелых ледовых условиях на море вскрытия продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода.

5. Для обеспечения устойчивого существования экосистемы государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря при проектировании разведки и добычи на море максимально ограничивается строительство буровых оснований, испытание скважин и судоходство.

6. При проведении нефтяных операций недропользователь должен обеспечить мероприятия по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Статья дополнена пунктом 7  в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV

7. При проведении на море нефтяных операций по добыче недропользователь обязан проводить мониторинг производственного процесса путем наблюдения и замеров на устьях скважин в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

 

^ Статья 265. Экологические требования при проектировании и строительстве нефтегазопроводов

1. Проектирование и строительство нефтегазопроводов и сопровождающих их объектов в зоне влияния сгонно-нагонных колебаний уровня моря должны проводиться с учетом их максимальных амплитуд.

2. Проектирование автоматических запорных задвижек на нефтегазопроводах необходимо производить с учетом оценки рисков, связанных с возможным нарушением целостности нефтегазопроводов.

3. При строительстве нефтегазопроводов должны применяться технические средства и оборудование, обеспечивающие минимальный объем нарушений морского дна, и использоваться технологии и методы, локализующие распространение взвешенных веществ в толще воды.

4. В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обязательным является заглубление нефтегазопроводов, обеспечивающее их защиту от повреждения подвижными льдами, якорями судов и прочими посторонними воздействиями техногенного характера.

5. Вдоль нефтегазопроводов должны устанавливаться охранные зоны в виде участков водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от оси крайних ниток трубопровода на пятьсот метров с каждой стороны.

6. Сброс воды при гидроиспытании нефтегазопроводов должен производиться за пределами границ государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря.

 

Статья 266. Экологические требования для береговых баз снабжения и объектов береговой инфраструктуры

1. Строительство береговых баз, в том числе складов горюче-смазочных материалов, станции технического обслуживания транспортных средств, кроме портов и причалов, должно осуществляться вне водоохранной зоны берега Каспийского моря с использованием существующей инфраструктуры. Допускаются строительство объектов и выполнение работ в водоохранной зоне, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

2. Районы причалов и баз снабжения должны планироваться таким образом, чтобы операции по снабжению, техническому обслуживанию и заправке осуществлялись с соблюдением всех требований, обеспечивающих безопасность окружающей среды и здоровья населения.

3. По завершении функционирования объектов береговой инфраструктуры и их демонтажа должна быть проведена рекультивация земель в соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

 

^ Статья 267. Экологические требования для судоходства

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

1. Запрещается использовать оборудование и аппаратуру, а также суда, ранее работавшие в иных водных бассейнах, без проведения экологического обследования и государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы во избежание случайной интродукции в Каспийское море объектов животного и растительного мира.

2. Все виды перемещений водным транспортом должны быть представлены в составе предпроектной и проектной документации. На стадии детального проектирования и при организации работ должно быть определено расписание по сезонам и указаны маршруты следования судов на картографических материалах. При выборе маршрутов перемещения должны быть учтены гидрометеорологические условия, включая ледовые, а также периоды и места нереста и миграции ценных видов рыб, лежбищ тюленей, гнездования птиц.

3. Все суда должны быть оборудованы системами закрытой бункеровки топливом, емкостями по сбору загрязненных вод и бытового мусора, снабженными устройствами, не позволяющими сброс и выброс в открытые водоемы.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

4. Перевозка сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов должна осуществляться в закрытых контейнерах и специальных емкостях, исключающих их попадание в окружающую среду в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании.

5. Корпуса судов, других плавательных средств, морских буровых установок и платформ должны быть покрыты современными сертифицированными антикоррозионными материалами.

6. Заправка судов в море должна производиться с помощью систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов.

7. Шумы и вибрация от судов не должны превышать предельно допустимые уровни шума, установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, гигиеническими нормативами.

8. Строительное оборудование судов специального назначения должно комплектоваться приспособлениями для снижения уровня шума и вибрации.

9. Для танкерной перевозки углеводородов и иных опасных веществ должен быть обеспечен переход к исключительному использованию в акватории Каспийского моря танкеров с двойным корпусом.

10. Суда должны быть снабжены оборудованием, не допускающим загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы.

11. Режим судоходства устанавливается по согласованию с уполномоченными государственными органами в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и использования и охраны водного фонда.

 

^ Статья 268. Экологические требования к консервации и ликвидации объектов нефтяных операций

1. Консервация или ликвидация объектов нефтяных операций на море, разведки, в том числе твердых полезных ископаемых, минеральных и (или) питьевых вод, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

2. В случае консервации скважин после завершения испытаний недропользователь обязан провести работы по консервации, обеспечить сохранность бурового основания и надежную герметизацию скважины до момента возобновления работ.

3. При ликвидации скважин, пробуренных с насыпного основания (подводной бермы или острова), недропользователь обязан обеспечить их герметизацию и контроль за состоянием искусственного основания, предварительно проведя его очистку от возможного загрязнения углеводородами и иными химическими веществами. В случае размыва острова (бермы) недропользователь обязан обозначить его вехой или бакеном до проведения окончательной нивелировки основания и передать координаты уполномоченным государственным органам по изучению и использованию недр, внутреннего водного транспорта для нанесения на морские карты в целях обеспечения безопасности судоходства.

4. При ликвидации скважин, пробуренных с платформ любого типа, их конструкции должны быть полностью демонтированы и удалены, а оголовки герметизированных скважин срезаны на уровне дна во избежание помех рыболовству и судоходству.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

5. Решение о ликвидации насыпных добычных островов, выведенных из эксплуатации, должно приниматься на основании проведенной оценки воздействия на окружающую среду от проведения работ по ликвидации.

6. Консервация и ликвидация затопленных и подтопленных старых скважин должны выполняться по проектам, включающим оценку воздействия на окружающую среду, прошедшим в соответствии с законодательством Республики Казахстан государственные экологическую экспертизу, экспертизу в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и экспертизу, проводимую в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании. При этом обязательно должен быть разработан и утвержден план аварийного реагирования на разливы нефти. Не допускается ведение работ без их обеспечения необходимым оборудованием, специалистами, транспортными и иными средствами по предотвращению и реагированию на аварийные ситуации в соответствии с планом аварийного реагирования на разливы нефти.

 

^ Статья 269. Мониторинг окружающей среды государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря

1. В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обязательно осуществляется государственный экологический мониторинг уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

2. Недропользователь, осуществляющий хозяйственную деятельность в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря, начиная со стадии планирования и дальнейшего осуществления производственной деятельности, обязан вести ежегодный (по четырем климатическим сезонам) производственный мониторинг окружающей среды по всей контрактной территории.

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

3. Материалами оценки воздействия на окружающую среду каждого этапа нефтяных операций (геофизические исследования, инженерно-геологические изыскания, бурение, строительство, обустройство, эксплуатация, ликвидация и иное) должно быть предусмотрено проведение производственного мониторинга, которое включает в себя:

Изменения ИС «§» в Экологический кодекс

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.12.11 г. № 505-IV (см. стар. ред.)

1) натурные исследования состояния окружающей среды на производственных объектах каждого из этапов нефтяных операций;

2) мониторинг источников загрязнения;

3) мониторинг состояния окружающей среды;

4) мониторинг последствия аварийного загрязнения окружающей среды.

4. Государственный экологический и производственный мониторинг окружающей среды должны включать наблюдения за следующими параметрами:

1) уровнем загрязнения вод, а также донных отложений по физическим, химическим и гидробиологическим показателям в различных по статусу (режиму) участках Каспийского моря;

2) балансом и трансформацией загрязняющих веществ в определенных участках Каспийского моря (контрольные точки отбора проб в открытом море, заливах, приустьевых участках, в реках, впадающих в море, районах проведения нефтяных операций) на границе раздела атмосфера — вода и накопления их в донных отложениях (осадках);

3) естественными циркуляционными процессами, гидрометеорологическими показателями (температурой воды, течениями, скоростью и направлением ветров, атмосферными осадками, атмосферным давлением, влажностью воздуха).

5. В случае необходимости и по требованию уполномоченного органа в области охраны окружающей среды недропользователь должен провести дополнительные исследования состояния окружающей среды.

6. Недропользователь определяет виды и методы наблюдения за состоянием окружающей среды в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

7. При проведении производственного мониторинга недропользователь должен учитывать результаты наблюдений предыдущих лет и использовать показания уже существующих станций, расположенных на площади работ (в пределах контрактной территории и в ее окружении), в целях продолжения долгосрочного ряда наблюдений.

8. В случае возникновения аварийных ситуаций должен быть безотлагательно организован мониторинг последствий аварийного загрязнения окружающей среды.

9. Недропользователь обязан передать результаты производственного мониторинга в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

 


3203543037174100.html
3203603398249079.html
3203717454091417.html
3203903366422755.html
3204102477455658.html